В 2011 году Запорожский автомобилестроительный завод приступил к сборке китайской модели Chery A13, которая получила название ZAZ Forza и выпускалась в кузовах седан (лифтбек) и хэтчбек.
На российском рынке машины известны как Chery Bonus и Chery Very.
Семейство производили также в Бразилии (Chery Celer) и Иране (MVM 315).
Разработан Chery A13 (в Китае называется Chery Fulwin 2) был еще в 2008 году на базе Chery Amulet (A15), корнями же уходит в древнюю фольксвагеновскую платформу A2 (SEAT Toledo первого поколения).
Как и его многочисленные собратья, ZAZ Forza принадлежит бюджетному сегменту и оснащается простым 1,5-литровым бензиновым мотором (109 л.с.), соединенным с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Комплектация ZAZ Forza выглядит достаточно неплохо.
Стандартное оборудование включает стальные колесные диски и шины 185/60R15, задний противотуманный фонарь и дополнительный стоп-сигнал, кондиционер, регулируемую по высоте рулевую колонку и усилитель руля, электрокорректор фар, передние и задние электростеклоподъемники, информационный дисплей (расход топлива, пройденное расстояние, счетчик пробега и электронные часы), два динамика аудиоподготовки.
С более насыщенным комплектом автомобиль предложит колеса с колпаками, наружные зеркала заднего вида в цвет кузова с электрической регулировкой и подогревом, передние противотуманные фары, CD/МР3-плеер с четырьмя динамиками.
В топовой комплектации установлена более качественная аудиосистема с шестью динамиками, есть легкосплавные диски, датчики парковки.
В движение ZAZ Forza приводит 16-клапанный инжекторный 1,5-литровый четырехцилиндровый мотор семейства Chery Acteco, который имеет максимальную мощность 109 лошадиных сил (80 кВт) при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент 140 Нм при 3000 об/мин.
Привод у машины только передний.
Максимальная скорость ZAZ Forza в кузове лифтбек составляет 160 км/ч.
На разгон до 100 км/ч потребуется не меньше 13 секунд.
Средний расход топлива у лифтбека Forza составит около 7,2 л/100 км, что при объеме бака в 50 литров дает неплохой запас хода.
Платформа, на которой собран ZAZ Forza и его исходник Chery A13, впервые дебютировала еще в 1983 году во втором поколении Volkswagen Golf, на ней же базировался испанский SEAT Toledo первого поколения (1991-1999) — именно он послужил основой при разработке китайской модели, у себя на родине получившей название Fulwin и ставшей первым автомобилем Chery.
Стоит отметить, что шасси достаточно эволюционировало, колесная база растянута с 2470 до 2527 мм, чтобы сделать автомобиль более вместительным.
В конструкции ходовой обходится без сюрпризов: спереди — независимая подвеска MacPherson, сзади — полузависимая скручивающаяся балка.
Задние тормоза барабанные (спереди дисковые).
Обе версии ZAZ Forza имеют 5-дверное исполнение, но отличаются по длине кузова: лифтбек немного длиннее: 4,27 метра против 4,14 метра у хэтчбека.
Ширина и высота одинаковые: 1,69 и 1,49 метра соответственно.
Объем багажника у лифтбека 370 литров, со сложенным задним сиденьем 1400 литров.
Стандартная подготовка в плане безопасности включает антиблокировочную систему тормозов, фронтальную подушку безопасности для водителя, трехточечные ремни безопасности для всех сидений, травмобезопасную рулевую колонку, ударопрочные балки в дверях.
В верхних комплектациях автомобиль получает систему распределения тормозных усилий, дополнительную фронтальную подушку безопасности для переднего пассажира, парктроник.
Chery A13 и его клоны относятся к числу самых доступных автомобилей на рынке.
Вопреки ожиданиям, мощности двигателя хватит для запросов большинства владельцев.
Модель демонстрирует не самое худшее качество и надежность, очень проста в эксплуатации, многие основные запчасти подходят от Чери Амулет и аналогов, однако могут возникнуть проблемы с поиском кузовных деталей.
Минусы: плохая защита от коррозии, жестковата подвеска, подержанные машины сильно теряют в цене.